Тифлопедагог из Уганды Элизабет Рвабу: «Инклюзию надо воспитывать с детства»

08.08.2018

Уральские учителя, деятели культуры, общественники и незрячие читатели Свердловской библиотеки для слепых изучили опыт внедрения инклюзивного образования в Уганде. О том, как изменились технологии преподавания в школах этой африканской страны, рассказала тифлопедагог, учитель географии и религии из Уганды Элизабет Рвабу. Семинар по данной теме состоялся в Екатеринбурге 7 августа 2018 года.


По словам Элизабет Рвабу, в Уганде, как и в любой другой стране мира, есть сложности в развитии инклюзивного образования. «Люди, которые никогда не взаимодействовали с людьми с инвалидностью, имеют негативный настрой. И все потому, что они никогда не пробовали общаться с теми, кто имеет ограничения из-за здоровья. Родители держат детей с инвалидностью дома, опасаясь, что те  не готовы к жизни в обществе. Однако, в последнее время появилась надежда, что особые дети наравне со остальными могут получать школьное образование», – сказала Элизабет. Она призналась, что, используя компьютерные технологии, разработала программу обучения, где незрячие дети учатся наравне со зрячими. Темп обучения в инклюзивном классе, где, как правило, получает образование свыше 80 учеников, несколько снижен, однако, здоровые ребята относятся с пониманием и приходят на помощь своим товарищам. «Инклюзию надо воспитывать с детства», – считает африканский тифлопедагог. Инклюзивное образование, по ее словам, заметно повысило эффективность обучениям учеников с инвалидностью, потому что на уроках с них спрашивали так же строго, как и с детей без инвалидности. Первые ученики Элизабет сейчас успешно учатся в университетах, работают педагогами, консультантами в банках и НКО. 

По мнению заместителя директора Свердловской областной библиотеки для слепых Виктории Арсентьевой, за инклюзивным образованием будущее. «Сейчас родители в России имеют право выбирать, куда отправить учиться своего ребенка – в инклюзивный или коррекционный класс, или в школу для слепых и слабовидящих детей. Сейчас предпочтение отдается специальной школе, в перспективе оно изменится в пользу инклюзивного образования, ведь любому хочется, чтобы его ребенок – хоть зрячий, хоть незрячий, был социализирован в обществе».

Как сообщает Департамент информполитики региона, данная встреча – не первое взаимодействие свердловчан и угандийцев. Весной представители общественной организации «Белая трость» побывали в африканской стране и презентовали там свой проект «Человек инклюзивный». В нашей стране он поддержан Фондом президентских грантов и реализуется в 11 городах России.

«Мы развиваем Свердловскую область как международный центр социальных инноваций и теми технологиями, которые у нас есть, мы стараемся делиться с другими странами. Для этого, например, проводили первый Всемирный конгресс людей с инвалидностью в Екатеринбурге, реализовали множество международных программ и проектов. Для многих инклюзия – это просто позвать людей с инвалидностью на мероприятие. Но для нас это взаимодействие различных социальных групп людей с инвалидностью, представителей образования, государственного управления, культуры, библиотек, учителей, жителей различных континентов… Чем больше различных групп мы используем в инклюзивном взаимодействии, тем богаче, ценнее и качественнее получается конечный продукт. Такой является и наша сегодняшняя встреча», – рассказал президент организации «Белая трость» Олег Колпащиков.

С целью перенять опыт уральцев по организации инклюзивных мероприятий Элизабет Рвабу также приняла участие в Молодежном экологическом волонтерском инклюзивном лагере МЭВИЛ, в рамках которого в течение 6 дней люди с инвалидностью и без, проживая в палатках на острове Баран, проводили субботники, инклюзивные мастер-классы и воркшопы. Кроме этого, гостья из Уганды примет участие в инклюзивной регате в яхт-клубе Коматек», а затем отправится в Аркаим с инклюзивной командой «Белой трости». 13 августа в рамках проекта «Человек инклюзивный» Элизабет проведет семинары для врачей-офтальмологов.

«Если раньше на определенные социальные группы мы смотрели со стороны слабости, считали, что им надо помогать, то сегодня мы учимся взаимодействовать. Это развивает особые способности – «экстрабилити», прогрессирующие у человека с инвалидностью по причине адаптации к жизни с ограничениями здоровья. Сейчас мы думаем над созданием программы «Экстрабилити-образование в Африке», вместе проведем первый Африканский конгресс людей с инвалидностью», – рассказал Олег Колпащиков.

Больше фото по ссылке