C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
A A A
Кернинг
1 2 3
  • 620144, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Фрунзе, дом 78.
  • +7 (343) 212-15-88
  • info@sosbs.ru

Деятельность

«Сон разума» Сергея Безрукова

«Сон разума» Сергея Безрукова «Сон разума» Сергея Безрукова «Сон разума» Сергея Безрукова

28 Ноября 2019

Количество просмотров: 148

27 ноября 2019 года на сцене Дворца молодёжи разыгралась драма из жизни мелкого чиновника Поприщина в постановке Сергея Безрукова. Спектакль «Сон разума» из репертуара Московского Губернского театра представили на суд жителей Екатеринбурга, не забыв и тех, кто не может видеть.

Показ спектакля в Екатеринбурге стал возможен при поддержке Министерства культуры Свердловской области и Свердловской областной специальной библиотеки для слепых, которая предоставила специальное оборудование — кабинку тифлокомментатора, передатчик и приёмники с наушниками. Текст тифлокомментария читала Анна Цанг, актриса Московского Губернского театра, тифлокомментатор высшей категории. С помощью специального оборудования и тифлокомментария незрячие зрители следили за происходящим на сцене.

Огромный стол, живущий своей жизнью, неистовые бесы, светящаяся золотая рыбка, чудище с огромным носом, кочаны капусты, дождём сыплющиеся на сцену, и Сергей Безруков, мастерски сыгравший мелкого чиновника, медленно погружающегося в пучину безумия: всё это фантасмагория, отразившая душевные терзания «маленького человека». В основу сценария легли «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя.

Неподготовленному зрителю разворачивающееся действие могло показаться бессмысленной адской пляской, ведь главной движущей силой были бесы — кривляющиеся, кружащиеся в безудержном танце. Но зритель с большим культурным багажом увидел и душевные метания, и искушения, и полный крах здравого рассудка.

Сон разума рождает чудовищ. Поприщин, увязший в безумных фантазиях, теряет своё «Я». Как личность он больше не существует. Да и существовал ли он вообще?..

О спектакле можно долго дискутировать, анализировать художественные приёмы и игру актёров. Но лучше обратиться к мнению зрителя, который, как известно, самый строгий критик.

Алексей Филатов, незрячий искусствовед:

— Это просто настоящий восторг!!! Нахожусь под впечатлением от спектакля, который давал сегодня Губернский театр! Мы все смотрели его глазами Анны Цанг и это было просто «высший пилотаж»! Когда-то в детстве я видел представление Эмиля Кио «Человек-невидимка», это было что-то фантастическое! Чуть позже мне довелось видеть «Лебединое озеро», в Большом театре, тоже в детстве. Сегодня я вновь испытал подобные эмоции — как ребенок старался не пропустить ни одной детали. Еще раз огромное благодарность толковому, детальному тифлокомментированию! А какая там сценическая машинерия — ну, полный взрыв мозга!!! Кроме гоголевских картинок в памяти всплывали образы, созданные в полотнах Гойи и Дали... Конечно же необходимо особо отметить использованные в сценографии зеркала, одновременно очень яркий и весьма провокационный ход... Сегодня еще раз убедился, что в театр необходимо приходить подготовленным зрителем — ну ты же не в ресторан пришел, ну почитай что-нибудь, ну хотя бы в кратком пересказе!

Более сдержанное мнение высказала Маргарита Мельникова, незрячий психолог, переводчик, поэтесса, автор проекта «Опиши мне»:

— Спектакль очень необычный и очень визуальный! Не могу сказать, ни что он мне понравился, ни что не понравился. Это, скорее, некий новый опыт, нечто, совершенно отличающееся от спектаклей, на которых мне доводилось бывать. Произведение «Записки сумасшедшего», на котором основан спектакль, я не читала. Не знаю, помешал ли этот факт восприятию спектакля. Сложно судить! Что же касается тифлокомментирования, Анне Цанг досталась очень сложная задача... Повторюсь: визуального много — вся эта фантасмагория — все эти бесы, летающая рыба, собаки, цепи, лукавый... и снова бесы в различных образах — полусон, полубред... Мы как бы заглядываем в видения душевно больного человека. К тому же всё осложнялось громкими звуками.

К сожалению, Анна Рудольфовна была вынуждена комментировать, наплывая на монологи и на очень громкий звуковой ряд, из-за чего её слов часто было не разобрать, особенно ближе к середине спектакля и почти до конца. Грохот ящиков, говорящий стол, цепи и собаки... всё это очень шумное. Подытожу: необычно, непросто для восприятия. Ради получения нового опыта посетить стоило, но часто на подобные спектакли я бы ходить стала едва ли.

Также детальный разбор технической стороне спектакля дал Сергей Сырцов, незрячий, главный редактор аудиожурнала «Люди. События. творчество»:

Спектакль «Сон разума» принадлежит к числу тех постановок, которые без тифлокомментария воспринимать незрячему человеку было бы невозможно, поскольку действие построено, в основном, не на диалогах (их почти нет), а на визуальных образах и световых эффектах. Благодаря тифлокомментарию в исполнении Анны Цанг, действительно, удалось получить представление о происходящем на сцене. Это интересный пример того, как можно сделать невизуально доступной даже такую непростую для восприятия постановку.

Правда, действие спектакля сопровождается музыкальным и шумовым фоном с разным уровнем громкости, так что порой тифлокомментарий было не услышать, трудно наушнику тягаться с аудиосистемой зала, но с этим, по-видимому, ничего не поделать. Просто, есть такая особенность.

Отдельно хочется отметить важность того, что перед началом спектакля тифлокомментатор рассказывает о декорациях, названы персонажи и актёры. Такое предисловие хорошо помогает сориентироваться в дальнейшем.

И своё профессиональное мнение высказала Мария Белькова, тифлокомментатор I категории Свердловской областной специальной библиотеки:

Спектакль яркий, сложный, заставляющий мыслить и чувствовать. Замечательно, что и незрячие люди смогли прочувствовать магию сцены благодаря тифлокомментарию от Анны Цанг. Хочется отметить её профессионализм, умение подобрать нужные слова и мастерски вплести их в ткань постановки. Даже мне, зрячему зрителю, тифлокомментарий был полезен. Помогал уловить некоторые детали и раскрыть образы. Надеюсь, нашим незрячим зрителям было также интересно.

После спектакля зрителей ждал ещё один сюрприз: они смогли встретиться с Анной Цанг, чтобы пообщаться и лично поблагодарить за возможность увидеть постановку её глазами. Фото из Инстаграма Анны Цанг (https://www.instagram.com/p/B5Y57RUJCNQ/).