C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
A A A
Кернинг
1 2 3
  • 620144, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Фрунзе, дом 78.
  • +7 (343) 212-15-88
  • info@sosbs.ru

Деятельность

Невьянская икона на ощупь

Невьянская икона на ощупь Невьянская икона на ощупь Невьянская икона на ощупь Невьянская икона на ощупь Невьянская икона на ощупь Невьянская икона на ощупь Невьянская икона на ощупь

2 Сентября 2019

Количество просмотров: 38

2 сентября 2019 года ученики Верхнепышминской школы-интерната имени С. А. Мартиросяна и сотрудники Свердловской областной специальной библиотеки для слепых побывали в Музее «Невьянская икона».

Музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге является частным музеем икон в России. Здесь представлено более 700 невьянских икон XVIII-XX веков. Музей был открыт в 1999 году Евгением Ройзманом на основе личной коллекции.

Экскурсовод музея коротко рассказал об основных моментах технологии написания икон. В переводе с греческого «эй-кон» - образ, изображение на деревянной доске. Вначале делали заготовку иконы, из чурбана вырубали по плахе с обеих сторон от сердцевины, несколько лет просушивали, а затем обрабатывали поверхности. С лицевой стороны вырезали по периметру «ковчег» - небольшое углубление, так что поля возвышались над средником (однако ковчег делался не всегда). На основу наклеивали паволоку - ткань, позднее бумагу. На паволоку наносился в несколько слоев левкас - сметанообразная смесь из мела, клея (обычно рыбьего) с небольшим количеством конопляного масла или олифы. Каждый слой тщательно просушивался. Затем левкас полировался костью (клыком медведя или волка). С прописи переводили рисунок иконы: контуры обкалывали иглой и «припорашивали» - посыпали из мешочка толченым древесным углем. На левкасе получался «перевод» рисунка из черных точек. Затем на левкас накладывали полимент - краску, на нее приклеивалось листовое золото, которое полировалось, и уже после этого приступали непосредственно к написанию иконы. Лицевую поверхность готовой иконы покрывали защитной пленкой олифы или клея.

Также экскурсовод рассказал, что при написании икон невьянские иконописцы наносили краски послойно, что позволяло иконе стать рельефной. Незрячие посетители смогли на ощупь определить, что нарисовано на иконе до малейших деталей. И всех удивило, насколько высоко мастерство невьянских иконописцев: тщательно выписаны лики, размер которых меньше спичечной головки! Посетители ознакомились детально со следующими иконами: «Богоматерь Египетская» (1734 год), «Голгофа» (1799 год), "Воскресение - Сошествие во ад" (1835 год) и многими другими.

Очень большой интерес у незрячих посетителей вызвали деревянные скульптуры Иисуса Христа. Все желающие смогли тактильно изучить скульптуру от тернового венка на голове до кандалов на ногах.

Всем очень понравилась экскурсия по музею.

Библиотека для слепых благодарит директора музея Крутееву Юлию Владимировну и экскурсовода Максима Анатольевича за интересный рассказ.