C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
A A A
Кернинг
1 2 3
  • 620144, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Фрунзе, дом 78.
  • +7 (343) 212-15-88
  • info@sosbs.ru


Цель организации передвижных книжных выставок:

- познакомить членов местных организаций Всероссийского общества слепых с ассортиментом литературы из фондов специальной библиотеки для последующего оформления заявок на их получение через библиотечные пункты Свердловской областной специальной библиотеки для слепых;

- информирование широких слоев населения, зрячих читателей муниципальных библиотек Свердловской области о формах и методах получения информации инвалидами по зрению (просветительская деятельность). 

Заявки на передвижные выставки принимаются в течение 2019 года по e-mail: arsenteva@sosbs.ru

Перечень передвижных выставок - 2019 Свердловской областной специальной библиотеке для слепых 


 1. Детское адаптивное чтение в формате ТИФЛО
Все дети любят книжки с картинками. Но слепые и слабовидящие дети лишены этой радости. Современные технологии печати позволяют делать картинки в книжке объемными и «видимыми». Читая мягкую тактильную книгу (ощупывая предметы пальчиками), маленький читатель знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром. Ведь ее можно не только читать, с ней очень весело и интересно играть. Детям нравятся музыкальные книги: некоторые объекты в книге издают звуки: звенят, шуршат, поют – попробуй угадать, кто это? Такие книги расширяют представление детей об окружающем мире. Выставка демонстрирует все новые специальные форматы для детей – инвалидов по зрению.

2. Творчество Даниила Гранина (к 100-летию со дня рождения писателя)
Даниил Гранин стал признанным классиком еще при жизни. Основное направление и тема произведений Гранина — реализм и поэзия научно-технического творчества — здесь сказывается техническое образование писателя, практически все его произведения посвящены научным изысканиям, борьбе между настоящими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами. Однако едва ли не главной темой для Даниила Гранина стала война. А главной книгой — «Блокадная книга», написанная в соавторстве с другим великим летописцем войны, Алесем Адамовичем. Почти все романы Гранина были в итоге экранизированы. Он был живым примером того, как писательское слово становится инструментом борьбы за правду, а история подвижника и правдоискателя — увлекательной книгой.

3. Театр у микрофона: выставка радиоспектаклей из фонда Библиотеки для слепых (в рамках года театра)

Радиоспектакли – очень хорошо забытое старое… Долгие годы радиопостановки были важным домашним культурным развлечением. Сегодня сложно представить, как жители целых улиц собирались вокруг одного-двух телевизоров, но до появления телевидения центром гостиной становился радиоприемник. Радиоспектакль - театрализованное представление, осуществляемое только с помощью звуков и транслируемое по радио. Жанру радиоспектаклей почти сто лет, и почти шестьдесят из он находится в тени, затоптанный новыми медиаформатами от телевидения до Твиттера. Тем не менее, радипостановка - важная часть нашей культуры и истории, в былое время радиоспекталями становилось почти всё, что существовало в культурном поле — пьесы и книги, комиксы и мюзиклы. Радиоспектали — интересный опыт культурного потребления. В отличие от кино, в радиспектаклях нет визуального, в отличие от книг — мало описательного. Поэтому всё зависит от качества диалогов, музыки, музыкальных эффектов и игры актеров голосом. Слушателю приходится проявлять большую долю воображения, представляя себе персонажей и происходящие с ними события. Предлагаем лучшие отечественные и зарубежные радиоспектакли различных авторов, эпох и жанров, которые можно слушать вечно, узнавая и открывая для себя с каждым разом новые, захватывающее миры книг и спектаклей.

 4. Уральских сказов автор. Творчество Павла Петровича Бажова (к 140-летию со дня рождения писателя)

«П. П. Бажов был похож на всеведующего гнома, поднявшегося из недр земли, чтобы рассказать о кладах, хранителем которых он издавна служит» Л. Кассиль О творчества Бажова написано гораздо больше, чем написал он сам. Долгое время критики спорили между собой, что за явление «этот Бажов» – фольклорист, писатель, краевед, историк? А современники писали: «В волшебный мир старых уральских сказов Бажов помещал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы». Бажова называли «добытчиком устного речевого золота и искателем самородных сказаний». Яркое самобытное творчество Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала. Талантливость трудового народа, быт, нравы, обычаи уральских горнорабочих постоянно привлекали внимание писателя. Его сказы впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит народных преданий. На страницах рассказов распускаются неувядаемые каменные цветы, оживают добрые и злые чудовища, голубые змейки, юркие ящерки и веселые козлики. Всего Павел Петрович Бажов создал 56 сказов. Популярность пришла к Бажову в зрелом возрасте. Свою книгу, принесшую писателю мировую известность, он написал в 1939 году, когда ему исполнилось уже шестьдесят лет. «Малахитовая шкатулка» — это сборник самобытных уральских сказов, вызывающий интерес у многих поколений читателей. В душах многих деятелей искусства книги Павла Бажова затронули сокровенные струны и послужили толчком для создания великолепных произведений в изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.

5. Гоголь. Творчество, жизнь и религия: 210 лет со дня рождения автора «Мертвых душ»

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. В.Г.Белинский Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью... вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины. Н. Г. Чернышевский. В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя. Незадолго до смерти Гоголь сказал: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». И он оказался прав. Около двухсот лет прошло со дня смерти великого русского писателя, но его произведения и сегодня занимают почетное место в ряду шедевров мировой классики. Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

 6. Где жизнь, там и поэзия: творчество Александра Сергеевича Пушкина (к 220-летию со дня рождения поэта, прозаика, драматурга)

 Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе… В.Г.Белинский Наследник всего нашего литературного прошлого, по словам Горького, «начало всех начал», последовавшей за ним русской классической литературы, Пушкин органически вобрал в свое творчество наиболее прогрессивные и значительные достижения литературы, предшествовавшей ему, и вместе с тем был гениальным художником-новатором. А.С. Пушкин за свою короткую жизнь довел до высочайшего совершенства русский литературный язык и заложил основы всей классической русской художественной литературы. Сам автор «Евгения Онегина» и «Капитанской дочки» кратко и точно определил свое писательское лицо, назвав себя «поэтом действительности». Но этой действительности Александр Сергеевич умеет придавать необыкновенную поэтичность. «Где жизнь, там и поэзия», - любил повторять Белинский. И Пушкин доказывает это всем своим творчеством.

 7. Анна Ахматова: «такой судьбы не было еще ни у одного поколения» (к 130-летию со дня рождения поэтессы)

 Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет — с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией. «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Ахматова царила в мире поэзии, но жизнь ее была горькой прозой: «Проза всегда казалась мне и тайной, и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи — я никогда ничего не знала о прозе». Как писала поэтесса, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». О чувствах жен и матерей «врагов народа» — жертв репрессий 1930-х годов — Ахматова позже написала одно из своих знаменитых произведений — автобиографическую поэму «Реквием». На смерть поэтессы профессор-славист Никита Струве писал: «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».

 8. Калина красная Василия Шукшина (к 90-летию со дня рождения писателя)

 Василий Макарович Шукшин – писатель, режиссер, киноактер. В своих многочисленных, искрометно написанных рассказах Шукшин изображает необычные ситуации повседневной жизни, в которой элементы комического соседствуют с трагическим. Внимание художника привлекают к себе несколько чудаковатые простые люди; это по большей части непоседы, которых писатель показывает в момент их прибытия куда-либо или отправления в путь, а также люди, выбитые из привычной колеи жизни. В основу своего рассказа, захватывающего, напряженного, живого и образного, Шукшин часто ставил жизненную проблематику человека, попавшего в непривычные условия или среду; обычно это переезд из деревни в город или выход из заключения на свободу, как например, в киносценарии Калина красная. Симпатии Шукшина обычно на стороне импульсивных, неуравновешенных, а не тех, кто всегда действует трезво и обдуманно; с симпатией рисует он и образы верующих. Шукшина пишет сжато, его диалоги очень живые. Значение события в рассказе Шукшина как правило выходит далеко за рамки конкретной ситуации. Шукшин считал, что люди стали больше ненавидеть друг друга, поэтому своим творчеством он пытался заставить людей вспомнить о добре.

 9. Град Екатерины: исторический шанс (к 300-летию Екатеринбурга)

 Екатеринбург – четвертый по величине город России, административный центр Свердловской области, расположенный на берегах реки Исеть на склонах Уральских гор, возник как город-крепость вокруг железоделательного завода и наречен в честь императрицы Екатерины I. Такова всем знакомая официальная версия. Екатеринбург никогда не «выпадал из истории», он всегда оставался укоренённым в жизни, всегда решал за себя сам, а потому на все жгучие вопросы эпохи дал свои собственные яркие ответы. В Советском Союзе был закрытый промышленный город-гигант Свердловск, в России он превратился в хайтековский евроазиатский мегаполис Екатеринбург, еще он назывался Ёбургом в эпоху перемен, в «лихие девяностые». Такое хулиганское прозвище городу придумали сами жители. Сегодняшний Екатеринбург – редкий пример отечественного города, который стал успешен вовсе не на ренте от природных ресурсов. 2023 год — исторический шанс Екатеринбурга закрепиться на мировой карте городов. А современный мировой город — это когда легко передвигаться, интересно жить, есть с кем обсуждать будущее, и открыты разные возможности для самореализации. Каким быть Екатеринбургу накануне своего 300-летия?

 10. История государства российского: к 800-летию со дня рождения Александра Невского

 По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. «Соблюдение Русской земли, — писал историк Сергей Соловьёв, — от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». Каким он был на самом деле?

11. Адаптивное чтение в формате ТИФЛО (выставка специальных форматов)