Этика общения с инвалидами по зрению (советы от Венеры Закировны Денискиной)

  • Всегда называйте себя и представляйте своих собеседников, а также остальных присутствующих.
  • Если хотите пожать руку инвалиду по зрению, то скажите об этом.
  • В присутствии инвалида по зрению не следует восхищаться до бесконечности по поводу красоты недоступного для восприятия инвалида объекта (картины, предмета под стеклом, природного явления и т.п.). Лучше конкретизировать словами, что именно вызывает или вызвало восхищение.
  • При необходимости получения какой-либо информации о ребенке-инвалиде, достигшем старшего школьного возраста (фамилия и имя, дата рождения, адрес и т.д.) следует обращаться лично к нему, а не к сопровождающему. Для детей младшего возраста эти вопросы следует максимально упрощать («Как тебя зовут?», «С кем ты пришел?»), однако игнорировать при получении информации о ребенке в его присутствии категорически нельзя.
  • НЕ следует унижать достоинство инвалида покровительственной опекой. Уважение в человеке Человека есть главный принцип этического взаимодействия инвалидов по зрению и людьми без нарушения зрения. В частности, этично предложить помощь инвалиду, но не этично ее навязывать.
  • НЕ проявлять открыто чувство сострадания и жалости к инвалиду любого возраста. Помнить о том, что ребенок-инвалид по зрению - это такой же человек, как и видящий, только лишенный способности видеть. Жизнь многих инвалидов полна впечатлений, насыщена радостями и заботами. Им нужна помощь, но не жалость.
  • Наличие очков у инвалида по зрению облегчает восприятие, но не решает проблем, вызванных низким зрением, поэтому на все просьбы, связанные с использованием зрения, следует отвечать так же, как и тотально слепому человеку.
  • Выясняйте, в какой форме инвалид по зрению хочет получить информацию (написанную рельефно-точечным шрифтом Брайля, крупным шрифтом, на аудиокассете, в электронном варианте). Если нет возможности предоставить информацию в нужном формате, то предоставьте ее в том виде, в котором она есть, но ни в коем случае не оставляйте инвалида без информации или без раздаточного материала.
  • Не заменяйте чтение какого-либо документа его пересказом, особенно, если инвалиду по зрению нужно его подписать. Обязательно информируйте ребенка и подростка о правовых последствиях его действий, связанных с подписанием любых бумаг. Помните, что инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.
  • Во время приема пищи не следует ничего класть в тарелку, не предупредив инвалида о своем намерении, и при этом следует помнить, что инвалид по зрению, как и любой другой человек, может быть избирательным в еде и не любит какие-либо блюда. За столом надо обеспечить безопасное место, чтобы незрячий (ребенок, подросток) не облился кипятком, то есть надо предусмотреть, чтобы инвалид по зрению при тесноте не опрокинул чайник, посуду, блюдо с угощением.
  • В малознакомом месте не отходите от незрячего без предупреждения даже на небольшое расстояние, если он останется при этом один. В то же время без необходимости не опекайте его. Инвалиду, даже ребенку, гиперопека мешает развиваться, а взрослого инвалида унижает и раздражает.
  • Не хватайте слепого и не тащите его за собой. Объясните коротко, куда и зачем надо идти.
  • Сопровождая ребенка-инвалида, не стискивайте его руку.
  • Не усаживайте инвалида по зрению. Предложите сесть, а затем положите его руку на спинку стула или подлокотник.
  • При общении с группой слепых и слабовидящих не забывайте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.